О рассмотрении заявления

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, рассмотрев Ваше обращение, поступившее от прокуратуры Усть-Канского района (вх. № 2091 от 21.05.2019г.) по вопросу необоснованно завышенной цены на ГСМ в Усть-Канском районе по сравнению с ценами в с. Кош-Агач, сообщает следующее.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

В целом в Российской Федерации наблюдается многолетняя тенденция изменения розничных цен на нефтепродукты темпами, близкими (временами опережая/отставая) к темпам роста инфляции.

По данным Росстата, рост розничных цен, начиная с декабря 2013 года на автомобильный бензин Аи-92 составил 40,94%, Аи-95 - 37,71%, дизельное топливо - 40%. При этом индекс потребительских цен вырос на 40%.

Эти данные включают в себя и статистику 2018 года, когда рост цен на топливо опережал инфляцию. За период с конца декабря 2018 года по 25.03.2019, по данным Росстата, цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 0,46%, Аи-95 на 0,45%, на дизельное топливо летнее на 0,41% при росте инфляции 1,8%.

По мнению ФАС России, основными причинами роста цен являются динамика (рост) налоговой нагрузки на нефтяной сектор, снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторных топлив, проведение нефтяными компаниями ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть. Большое влияние оказывают налоги - составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 55%.

Акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, дизельное топливо - в 2,2 раза.

Правительством РФ были снижены акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо на 3000 руб./т и 2000 руб./т соответственно (Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ " О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ"). Это поспособствовало стабилизации ценовой ситуации на розничных рынках моторных топлив.

Также следует отметить, что в рамках заключенных четырёхсторонних соглашений между нефтяными компаниями, Ростехнадзором, Росстандартом и ФАС России осуществляется мониторинг объёмов производства и реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в Российской Федерации. В настоящее время, по имеющейся в ФАС России информации, объёмы производства и запасов моторного топлива превышают показатели аналогичного периода прошлого года. По данным ФГБУ "ЦДУ ТЭК" запасы топлива на НПЗ и нефтебазах предприятий нефтепродуктообеспечения превышает уровень прошлого года. Это создаёт гарантии обеспеченности страны ресурсами топлива в достаточных объёмах.

В январе - сентябре 2018 года биржевая торговля позволяла удерживать оптовые цены на уровне ниже, чем цены на сопоставимых зарубежных рынках, тем самым, наряду с мерами таможенно - тарифного регулирования, обеспечив сдерживание влияния роста мировых цен.

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России в 2018 - 2019 гг. предпринимаются соответствующие меры, в том числе:

- на еженедельной основе ФАС России проводит заседания Биржевого комитета с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально - интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынках нефти и нефтепродуктов, а также по вопросам развития биржевой торговли;

- налажен ежедневный мониторинг ценовой ситуации в рознице в рознице, в крупнооптовом сегменте рынка (биржевой, внебиржевой), а также объёмов реализации нефтепродуктов на биржевых торгах;

- осуществляется ежеквартальный мониторинг исполнения четырёхсторонних соглашений, заключённых между нефтяными компаниями и Росстандартом, Ростехнадзором и ФАС России;

- проводятся плановые и внеплановые проверки нефтяных компаний и других участников рынка;

- во исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака ФАС России в адрес нефтяных компаний направлены письма о необходимости увеличения реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке Российской Федерации, а также на биржевых торгах;

- подписаны соглашения между Минэнерго России, ФАС России и нефтяными компаниями о принятии мер по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов;

- территориальными управлениями ФАС России усилен контроль на рынках нефтепродуктов и осуществление ежедневного мониторинга цен;

- направлены письма в нефтяные компании о ежедневном направлении в ФАС России информации по выполнению взятых на себя обязательств в рамках соглашений о принятии мер по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов.

По результатам работы ФАС России цены с июня 2018 года на автомобильные бензины и дизельное топливо в розничном сегменте стабилизировались. Рост цен на дизельное топливо обусловлен переходом от дизельного топлива летнего к дизельному топливу зимнему.

ФАС России продолжит осуществлять мониторинг всех индикаторов рынка нефтепродуктов, и, в случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, будут приниматься меры антимонопольного реагирования.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Применение данного запрета обуславливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов в границах МО "Усть-Канский район" Республики Алтай за 2017 год установлено, что доминирующее положение на рынке по АИ -92, АИ- 95 занимает ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" с долей более 50%. В связи с чем на ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" распространяются запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

Однако, с учётом положений ч.1 ст.2 Закона о защите конкуренции, пп.3-4 ст.1, абзаца второго п.1 ст. 10 ГК РФ на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В последнем случае, исходя из разъяснений, данных в п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

Согласно статье 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, установленные или регулируемые государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Следовательно, хозяйствующие субъекты в большинстве случаев, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации, не ограничены в праве по своему усмотрению формировать цены на производимый (реализуемый) товар.

12.04.2019 г. Комиссией УФАС по Республике Алтай рассмотрены 2 дела по признакам нарушения ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части необоснованного установлением розничных на автомобильный бензин марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива в 2018 году на территории МО "Турочакский район" и МО "Онгудайский район"

В рамках данных дел исследовалась ценовая политика общества, расходы на реализацию нефтепродуктов на всех точках продаж по Республике Алтай, в том числе в с.Усть-Кан.

Комиссия УФАС по РА, исходя из представленных обществом документов (информация о себестоимости продаж с финансовыми результатами деятельности от реализации ГСМ и от всех видов деятельности за 2018 год, подтверждённая годовой бухгалтерской отчётностью, сданной в УФНС по РА), установила, что по итогам хозяйственной деятельности ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" в 2018 году получен отрицательный финансовый результат от реализации ГСМ (выраженный в более ста миллионов рублей убытка), в том числе на территории Республики Алтай, что исключает факт злоупотребления обществом своим доминирующим положением - получения необоснованного дохода при установлении розничных цен на автомобильный бензин АИ-92, АИ-95 в 2018г. При этом невозможно рассматривать деятельность общества в отдельности по каждому району.

В целях недопущения необоснованного роста цен на рынке ГСМ в рамках подписанного соглашения Минэнерго России, ФАС России и нефтяными компаниями приняты следующие обязательства:

- вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) не превышать темпы роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 01.01.2019г. - более чем на 1,7% (с учётом увеличения ставки НДС) с 01.02.2019г.

- более прогнозного среднегодового уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год;

- "независимым" АЗС не превышать более чем на 4% уровня цен, устанавливаемых АЗС ВИНК, при условии соблюдения ВИНК уровня индикативных мелкооптовых цен.

ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", официально не подписавший данное соглашение, придерживается данных значений. Однако,на территории МО "Усть-Канский район (аймак)" отсутствуют АЗС ВИНК, что исключает факт несоблюдения ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" 4% порога.

При этом управлением в ходе ежедневного мониторинга цен установлено, что цены на автомобильный бензин и дизельное топливо по состоянию на 26.12.2018г. (в анализируемый Комиссией УФАС по РА период) и 21.05.2019г. (на дату поступления обращения) у ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" в с.Усть-Кан и в с. Кош-Агач составляли (смотрите таблицу вверху странцы).

Таким образом, факты, указанные в обращении о стоимости в с.Кош-Агач АИ-92 42 руб., не подтверждены, а наоборот наблюдается снижение стоимости по АИ-92 и дизельному топливу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 частей 8, 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пунктов 3,42, 3.43 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339, Управлением принято решение об отказе в возбуждении дела в отношении ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Руководитель управления А.В.Гостюшев

P.S. Не знаю, хватило ли терпения у Аржана Бакрасова дочитать до конца 5-страничный ответ? Я изучила эту писанину от начала до конца и поняла одно: врут нагло родственники Аржана Ивановича, живущие в Кош-Агаче и все жители, которых случайным попутным ветром иногда заносит в крайнюю северную степь... Видите ли, уважаемые граждане, убытки даже несут все эти ООО, за один год - более ста миллионов рублей!? Это куда денежки пошли? ..... На Кудыкину Гору, скорее всего...., сами знаете где и в каких местах ...

В общем, "дела идут, контора пишет..."

Ждём звонков читателей Кош-Агача, чтобы узнать всё-таки, где ложь?

Галина ТИЖИМЕЕВА

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.83 (3 голосов)